: 90-летний тренер из Воронежа мечтает увидеть акробатику на Олимпиаде
26 декабря 2011 года

Воронежец Евгений Анцупов, который считается одним из основоположников современной школы акробатики, в свои 90 лет до сих пор ходит на работу в созданный им спорткомплекс и надеется дожить до того времени, когда акробатика будет представлена на олимпийских играх.

О том, кто такой Евгений Анцупов, в Воронеже знает почти каждый. Большинство скажут, что он спортсмен и педагог, почетный гражданин города, некоторые скажут точнее - один из основоположников школы современной акробатики и создатель одного из ее направлений - семейной акробатики. А еще можно добавить, что Евгений Алексеевич - один из самых пожилых людей Воронежа и один из самых пожилых работающих воронежцев.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Родился Евгений Анцупов в селе Выселки - Березовец Орловской области. Отец повез младенца записывать в церкви. Вернулся, мать спросила: "Как нарекли?" "Не помню. Странное имя", - ответил отец. На дворе было 12 ноября, день Зиновия по церковному календарю.

- Знаешь, а я ведь до пятого класса толком в школу и не ходил. В нашем селе ее не было, а до ближайшей - четыре километра через лес и овраги. По осени я пробовал туда ходить, но как только выпал снег, это оказалось тяжело, и пришлось оставить занятия до апреля. В апреле же пришел: "Помните меня, я до зимы у вас занимался?" - вспоминает Евгений Алексеевич.

В школе его дразнили "Зинкой", поэтому Анцупов решил сменить имя с Зени на Женю. Когда уже в Липецке получал паспорт, просил чтобы с малой родины из метрики была такая выписка - "Евгений", и год рождения не 1920, а 1921. Чтобы как в картах "очко" - 21.

Он был едва ли не единственным из сверстников-односельчан, кому удалось за партой посидеть. Так три года продолжалось, а потом, когда Зиновию восемь лет исполнилось, открыл он школу у себя дома. Собрал детишек со своего села и стал их грамоте учить...

Спустя много лет, когда Анцупов приезжал на малую родину, ему говорили: "Зиновий, чему ты нас тогда научил, то мы только и знаем".

Из села Анцуповы с шестью детьми переехали в Липецк.

"Там я сразу в пятый класс подался, причем, взяли меня без документов. Но сказалась слабая подготовка, и в конце года меня по трем предметам не перевели", - рассказывает Анцупов.

Но едва учебный год начался, как он пришел в шестой класс, сел за парту, "вцепился" в нее, и, как мальчишку не оттаскивали, не уговаривали, не уходил ни в какую.

Все закончилось тем, что Анцупова спросили по тем самым трем предметам, и он ответил на "четверки". А со временем - отличником стал.

"Но, честно говоря, затаил я на эту школу злобу за то, что они не хотели меня переводить, поэтому, едва представилась возможность - перешел в другую. А из старой еще и отпускать не хотели", - улыбается Евгений Алексеевич.

В новой школе Анцупов и начал заниматься акробатикой. Правда, серьезно связывать с ней жизнь не думал, ему даже больше математика нравилась. Учась всего лишь в восьмом классе, Анцупов уже вел математический кружок.

"Помню: новое решение задачи придумал. Чтобы прийти к ответу, надо было по учебнику сделать пять действий, а у меня вышло четыре. Учитель наш сильно удивился, и поначалу даже не поверил... Он хотел, чтобы по окончании школы я со своим красным аттестатом пошел в Ленинградский университет на матфак, но тогда, в 1940-м году, вышло постановление министра обороны маршала Тимошенко, согласно которому все выпускники школ должны были пойти в армию", - рассказывает Анцупов.

Он попал 24 октября 1940 года в состав 45-го гаубичного полка Белорусского военного округа. Поначалу полк дислоцировался в Витебске, но в мае 1941-го перешел на новую границу, в район Лиды. Там Анцупов и встретил войну.

НА ВОЙНЕ

" В 3.30 мск 22 июня на наши наспех отстроенные казармы посыпались бомбы. Из 3 тысяч человек личного состава половина погибли сразу... Я выскочил на улицу в исподнем, кровь со лба течет, все вокруг горит, лошади, тянувшие наши гаубицы, гибнут", - вспоминает Анцупов.

Но едва бойцы пришли в себя, как сразу начали наступать. Получилась такая картина: немецкие части вперед идут, советские части, кто сохранил боеспособность, - тоже.

"Что нас поражало - спокойствие вражеских солдат. Вот едут они на мотоциклах, по трое в каждом, мы по ним из гаубиц открываем огонь. Они не сворачивают, не останавливаются, а продолжают двигаться вперед как ни в чем не бывало. Зато через несколько минут после наших залпов над нами их бомбардировщики появлялись", - рассказывает Евгений Алексеевич.

Его часть так и кружила по Польше, пока не узнала, что взят Минск. Тогда решили - прорываться к своим через Прибалтику. По прибалтийской земле передвигались только ночью, чтобы не попадаться на глаза местному населению. В конце концов вышли к острову Эзель у Эстонии, оттуда перебрались в шведский город Мальме, а потом попали в Стокгольм.

Швеция в войне не участвовала, и там 3 тысячи советских солдат, о размещении которых позаботился тогдашний посол СССР в Швеции Александра Коллонтай, пробыли до 1944 года, пока немцев советская армия не выбила из Финляндии.

НАЗАД, В СССР

За годы в Швеции советские солдаты успели выучить местный язык, родственный немецкому и, когда Анцупов вернулся в СССР, его зачислили в ряды подразделения НКВД города Калинин, охранять пленных немцев.

В Калинине Анцупов возобновил свои занятия акробатикой и стал тренером по гимнастике и тяжелой атлетике при местном отделении спортобщества "Динамо". Когда закончилась война и вышло правительственное постановление о том, что все, закончившие десятилетнюю школу с отличием, имеют право без экзаменов поступать в вузы, он пошел в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры имени И. В. Сталина, на спортивный факультет. Спустя год женился на своей однокурснице Фаине.

В 1947 году был голод. Из-за него Фаина бросила на время учебу и устроилась преподавателем физкультуры в одном из училищ Москвы. Там ей давали килограмм хлеба в день, в то время как студентам - по 250 граммов.

После института Анцупов попал в Воронеж. Как отличник, он мог сам выбирать город для работы, а в Воронеже уже трудились его друзья по институту - Юрий Штукман и Николай Михайлиди.

"Устроился я не в пединститут, как изначально планировал, а в педучилище старшим преподавателем гимнастики, что, кстати, соответствует моей специальности", - рассказывает Анцупов.

В институте он получал бы в то время тысячу с лишним рублей, а в училище у семьи Анцуповых набегало в общей сложности 5 тысяч.

"В силу отнятых войной лет, карьеру спортсмена мне толком сделать не удалось - когда мастеров спорта акробатам начали давать, мне уже 38 лет стукнуло. Для атлета - преклонный возраст, поэтому все силы, опыт и мастерство пришлось отдать своим ученикам", - рассказывает Анцупов.

Свою первую группу он и набрал в педучилище, в 1949 году, занимался с этими ребятами 11 лет. Перешел с ними сперва в детскую спортшколу N 1, а оттуда группу акробатики передали в ДСШ N 5, где они тренировались пока не возникла акробатическая ДСШ N 2.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

"Воронежские тренеры по акробатике всегда старались создать у себя то, чего не было у других. Например, каждый из нас вел сразу несколько видов акробатики - и смешанные пары, и мужские, и женские, и мужские акробатические прыжки, и женские. Конечно, было нелегко перестроиться с одного на другое", - рассказывает Анцупов.

В итоге было решено ввести специализацию. Анцупов стал заниматься только с парами, Борис Скоркин - только со смешанными парами, Василий Литвинов взял на себя женские прыжки, а Валерий Подкопаев - мужские. После этого воронежская школа акробатики на всесоюзном уровне резко повысила результаты.

"Когда остальные последовали примеру Воронежа, мы открыли летний спортивный лагерь "Будь здоров!" Таким образом, наши воспитанники, в отличие от остальных, и на каникулах занимались акробатикой", - улыбается Анцупов.

С названием лагеря вышел забавный эпизод. В 1972 году в Воронежской области была засуха, леса патрулировали милиция с лесниками и никого туда не пускали. Лагерь был в лесу, милиционеры тренеров знали, а вот с лесниками педагогам найти общий язык не удавалось.

"И вот еду я как-то в лагерь, и меня один из лесничих останавливает. Я ему объясняю: "В спортлагерь еду, "Будь здоров!" А он мне отвечает: "Будь здоров!" Так я и проехал", - смеется Анцупов.

После лагеря воронежские тренеры решили создать в городе специализированный акробатический спорткомплекс, чтобы все акробаты занимались в одном месте, а не по спортлазам разных заводов, дворцов культуры и бассейна.

Проект комплекса, чье строительство длилось семь лет, нарисовал Анцупов. В итоге в Воронеже появился комплекс, которого в детских спортшколах всего СССР не было. Пришлось после Анцупову ездить в другие города и республики помогать строить подобные сооружения. В отличие от многих из них, СДЮСШОР №2 в Воронеже и сейчас работает, воспитывая чемпионов России, Европы, мира.

ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

Евгений Алексеевич с 1969 года на протяжении более 20 лет вел на телевидении передачу "Домашний стадион". Воронежская программа транслировлась и на другие области Черноземья, и у Анцупова сохранились письма из Тамбовской, Белгородской, Липецкой областей. Писали ему педагоги, дети, родители.

"В сельской местности, где одна школа на несколько населенных пунктов, собирались ребята у кого-нибудь дома возле экрана и делали упражения, которые я показывал. А за детьми - и родители", - вспоминает Анцупов.

Внучка Евгения Алексеевича, Татьяна, пошла в акробатику и стала чемпионкой Европы. Дочь Люда -баскетболистка, играла за команду мастеров. Сын Алексей, начинавший как акробат, добился неплохих результатов в плавании.

"Семья для меня это - семья! Я полвека с женой прожил, и ни разу с ней не поругался. Даже не было такого, чтобы не разговаривал, если на что-то обижался", - с гордостью говорит Анцупов.

Отношение к своей семье помогло ему придумать в середине 80-х годов новый вид акробатики - семейную.

"К нам в спортшколу дети шести-семи лет валом валили. Выхожу в вестибюль комплекса - там родителей, ждущих своих чад с тренировки, полным-полно. Я подумал, а что если они будут заниматься вместе со своими ребятами, тем более - на тренеров наших нагрузка колоссальная была: на одного наставника приходилась группа из 15 человек", - рассказывает Анцупов.

Школа акробатики объявила о наборе в оздоровительные группы "Отец и сын". И тут стали звонить женщины: "А можно маме?", "А можно дочке?" Вот так и появилась семейная акробатика. Немного позже Анцупов выступил с показательной программой в рамках первенства страны по акробатике. Школам из других городов это так понравилось, что в 1990 году состоялся первый открытый чемпионат СССР по семейной акробатике.

В ЖИЗНИ ВСЕ УСПЕЛ

В 1996 году Анцупов стал почетным гражданином Воронежа.

"Для меня это значит, что Воронеж по достоинству оценил сделанное в нем и для него мною", - считает Анцупов.

Он считает, что в жизни успел сделать все, и менять в ней абсолютно нечего.

Евгений Алексеевич каждый свой день начинает с гимнастики, пять раз в неделю ходит на работу в родную спортшколу. Правда, уже не тренирует, а занимает должность методиста.

"Я себя без работы не представляю. Сама мысль оставить все, отойти от дел страшна. Что бы я без своей школы делал? Благодаря тому, что она живет, что в ней с удовольствием занимаются дети и взрослые, живу и я. Мне 90 лет, а я хожу без палочки, без которой не могут обойтись многие 60-летние. И читаю без очков!" - бодро говорит Анцупов.

В 2010 году Евгений Алексеевич выпустил свою очередную книгу - "Акробатика в квартире". А созданный Анцуповым при СДЮСШОР №2 музей акробатики буквально два месяца назад занял третье место на всероссийском конкурсе музеев олимпийского и спортивного движения, став лучшим музеем страны по неолимпийским видам спорта.

Единственное, чего не хватает Анцупову - это признания акробатики олимпийским видом спорта и включения ее в программу олимпийских игр.

"С 1974 года, спустя год после того, как была международная федерация акробатики, стали проводиться мировые и континентальные первенства. Но зачем в олимпийском движении еще одна дисциплина, где станет побеждать Россия?" - рассуждает Анцупов.

И все-таки Евгений Алексеевич верит, что вид спорта, котрому он отдал почти всю жизнь, займет свое место среди олимпийских дисциплин. По его словам, акробатика чрезвычайно зрелищна и интересна.

"Я надеюсь, что увижу это своими глазами", - говорит Анцупов.